Привет, Гутарка!
Прошел год с того времени, как мы запустили конструктор сайтов. Много изменилось за это время: мы стали лучше понимать и рынок, и проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес в интернете. Людям сложно разобраться какой сайт хороший, а какой плохой и почему так. Некоторые даже не понимают что делать с сайтом после его создания и где тут выгода для их бизнеса. Мы постоянно консультируем молодых бизнесменов и пишем образовательные материалы в нашей академии интернет-бизнеса.
Идея
Проблем очень много, но одна из них нам показалась особенно интересной. Часто, у бизнесменов не связанных с IT, есть сложности с вовлечением посетителей их сайтов. Сейчас пользователи тратят очень мало времени на оценку сайта и если их каким-то образом не заинтересовать, то они просто уходят. Отсюда и возникает низкая конверсия посетителей в клиентов и общая эффективность сайта резко падает.
Для повышения вовлеченности посетителей сайта есть множество способов: можно создавать уникальные и интересные материалы, снимать видео или активно вести социальные сети. Не многие бизнесы могут себе это позволить, поэтому сейчас самым популярным способом повысить вовлеченность посетителя является установка онлайн-консультанта. На сайт добавляется живой чат и посетителям автоматически предлагается помощь. В среднем это повышает конверсию в несколько раз.
Существует достаточно много игроков на рынке и цена такого решения начинается от 10$ в месяц. Здесь стоит понимать, что к этим 10$ нужно прибавить ещё и зарплату менеджера, который будет сидеть на сайте и заниматься консультацией клиентов. Например, одна из наших клиенток работает фитнес-тренером и большую часть времени проводит в спортзале. Очевидно, что сидеть целый день в интернете и консультировать людей она физически не может.
На собственном опыте мы знаем, что 80% вопросов, которые задают люди консультанту типовые, а значит и ответы на них можно автоматизировать. В последнее время резко возросло количество разрабатываемых ботов и на хакатоне «Телеком Идея» в Imaguru, мы решили попробовать использовать магию машинного обучения для решения этой бизнес задачи.
Хакатон
Использование искусственного интеллекта звучит как научная фантастика, но только используя ИИ можно добиться того, чтобы бот понимал естественный язык и вел себя максимально реалистично.
Поддержка естественной речи, позволяет общаться с ботом не специальными командами, которые нужно изучать, а так же просто, как вы общаетесь с другими людьми в чате.
В Европе и Америке уже давно сложилась понятная классификация онлайн-консультантов. Во-первых, это живой чат, где с посетителем общается человек. Во-вторых, это виртуальные агенты: чаты на сайте, где на вопросы отвечает бот. И, самый перспективный на данный момент, гибридный вариант, когда виртуальный агент дополняет живого консультанта.
Разработка ботов — это сложный и высокотехнологичный процесс. Для проекта мы использовали несколько алгоритмов машинного обучения. Например, чтобы бот стал понимать естественную речь, мы использовали существующие алгоритмы наивной байевской классификации и логистической регрессии, а систему определения тональности сообщений вообще полностью написали самостоятельно. За выходные, в которые проходил хакатон, мы обсудили идею с десятком менторов и написали прототип чат-бота, который, по легенде, размещался на сайте мастерской по ремонту одежды. Он умел отвечать на вопросы о времени работы мастерской, уточнять что именно нужно отремонтировать и даже проверять статус готовности заказа.
Последним штрихом стала разработка механизма реагирования бота на нестандартные вопросы. Мы решили, что в таких случаях бот должен извиниться и попросить номер телефона или адрес почты собеседника и переслать эту информацию хозяину сайта для продолжения консультации. Этот метод «катапультирования» стал бы финальным взаимодействием посетителя с ботом и одновременно источником входящих заявок для бизнеса.
Релиз
Спустя несколько месяцев после хакатона, мы наконец обернули нашу технологию в красивый интерфейс и готовы к запуску. От самой идеи до релиза прошло чуть больше пяти месяцев, причем чистая разработка заняла всего три недели. Всё это благодаря возможности использовать часть функционала из нашего основного продукта — конструктора сайтов. Если вы им пользовались, то заметите, что интерфейс во многом схож.
Итак, наш сервис называется Гутарка и мы рады предложить инновационное решение — виртуального помощника на белорусском рынке. Очевидно, что Гутарка подходит не всем, но аудитория достаточно широкая. Это могут быть мастерские и СТО, агентства недвижимости и турагентства, где можно просто уточнять интересующее направление и передавать контакт клиента нужному агенту и т.п. В общем любой бизнес, на сайте которого пока нет консультанта или где он висит с сообщением об отсутствии менеджера онлайн.
В будущем мы планируем добавить в Гутарку полноценный живой чат и дать возможность с ростом бизнеса использовать как автоматизированного консультанта, так и живого. Согласитесь, удобно иметь консультанта, который может продавать на вашем сайте круглосуточно!
С прицелом на рост бизнеса мы разработали и ценовую стратегию. Бесплатный стартовый тариф для сайтов с небольшой посещаемостью, персональный тариф за 9 рублей с расширенными функциями захвата посетителей и бизнес тариф за 19 рублей для бизнесов с предоставления полного доступа и возможностью брендинга. Ну и самое приятное, что до конца года пользоваться Гутаркой можно абсолютно бесплатно!
На рынке сейчас есть похожие сервисы, но никто из них не может понимать естественную речь и «обдуманно» отвечать на вопросы. Они просто работают по сценарию: сказать фразу, подождать ответ, попросить номер телефона. Поэтому наше решение имеет намного больший потенциал, а возможность бесплатного использования без ограничения по времени делает его ещё более привлекательным.
Перспективы
Гутарка — это наш второй проект после Старонки. И первый, который имеет реальную возможность выхода на соседние рынки. В ближайшие несколько месяцев мы планируем доработать сервис и проверить соответствие продукта рынку. А в новом году планируем выходить на рынок стран СНГ, а позже и международный.
Мы решили продолжать создавать сервисы, которые будут помогать белорусскому бизнесу получать больше от информационных технологий и повышать качество услуг.